Порой, выбирая очередную игрушку для своего ребёнка, мы невольно думаем: «Эх! Вот в нашем детстве такого разнообразия не было. Везёт же современным мальчишкам и девчонкам!». Но так ли уж хороши эти игрушки? Да, они в деталях воспроизводят наш мир, задают вопросы и сами отвечают на них и поначалу кажутся очень увлекательными. Но, возможно, не всё так радужно, как кажется нам на первый взгляд, и очень скоро общество начнёт пожинать печальные плоды технического прогресса, добравшегося до индустрии детских игрушек.
Обратная сторона современных игрушек
Многие из нас слышали о мнении психологов насчёт современных игрушек. Они утверждают, что эти самые игрушки начисто лишают детей фантазии. Чем реалистичнее выглядит игрушка, чем больше у неё функций – тем меньше поводов у ребёнка включать творческое мышление и придумывать игры самому. Всё ведь уже готово, так зачем стараться?
Каждому родителю, несомненно, знакома следующая ситуация. Ребёнок мечтает о какой-то современной навороченной игрушке, очень долго выпрашивает её у Вас, а когда, наконец, получает желаемое – его счастью нет предела. В первый день ваше чадо не расстаётся с воплощением сбывшейся мечты, бесконечно нажимает на кнопки, слушает одни и те же песенки и фразы, произносимые игрушкой. На следующий день ребёнок подходит к игрушке уже не так часто, а через день совсем о ней забывает, как будто и не просил её у Вас несколько месяцев. Почему так происходит? Неужели дитё настолько избаловано, что перестало ценить подарки родителей? Нет. Просто все кнопки уже нажаты по тысяче раз, песенки прослушаны и выучены наизусть, а что делать с игрушкой дальше, ребёнок не знает: ведь её функции на этих песенках исчерпаны.
В таких навороченных игрушках всё ясно и предсказуемо. Малыш чётко знает, какая фраза или действие последуют за нажатием кнопки, поэтому он уже не активно играет, а просто наблюдает за «поведением» игрушки со стороны. Фантазия ребёнка притупляется, активность головного мозга снижается, умственное развитие замедляется.
Игрушки, с которыми нужно быть осторожными
Какие же игрушки в первую очередь оказывают пагубное влияние на детскую фантазию?
- интерактивные куклы, исполняющие песенки или произносящие фразы;
- детские планшеты и компьютеры с однотипными играми;
- куклы с множеством реалистичных аксессуаров, достоверно копирующие современную жизнь в обществе (сумочки, автомобили, мебель, домики и прочее);
- электронные автомобили, корабли, вертолёты с пультами управления;
- любые игрушки, совершающие какие-либо действия при нажатии кнопок.
Сюда же можно отнести даже конструкторы «LEGO». Да-да, это не ошибка! Дело в том, что современные наборы таких конструкторов представляют собой готовые «музейные экспонаты» в разобранном виде, процесс сборки которых очень долгий и трудоёмкий. Ребёнок вместе с родителями собрал огромную и сложную конструкцию, и теперь она стоит на полке, а мама с папой запрещают разбирать её вновь: «Это же опять возиться со сборкой придётся, время тратить, да и вообще, зря что ли собирали это несколько вечеров?!»
Так ли всё печально?
Но, несмотря на приведённые выше факты, нельзя однозначно утверждать, что у современных игрушек нет никаких достоинств. Многие из них развивают мелкую моторику и пространственное мышление, восприятие цвета и звука, способствуют улучшению координации движений и, что самое главное, помогают ребёнку разобраться в устройстве взрослой жизни. Также есть ряд игрушек, тренирующих память и быстроту реакции.
Учёные утверждают, что мы выбираем игрушки для детей, руководствуясь следующими основными мотивами:
- Мы покупаем те игрушки, которых нам не хватало в детстве.
- Мы покупаем то, во что любили играть сами.
- Мы совершаем свой выбор в пользу той или иной игрушки под действием моды и рекламы.
Конечно же, из этих мотивов два – первый и третий – работают в пользу желания купить ребёнку что-то новое и не испробованное ранее нами, ведь новинки технического прогресса всегда так привлекают!
Корни проблемы
И всё же, главный вред современных игрушек вовсе не в том, что они напрямую вредят фантазии и творческому мышлению. Они просто не способствуют их развитию. А в детской психологии всегда работает закон: «Если что-то не развивать – ждите шага назад».
Упустили возможность вовремя заняться полезным делом и предоставить ребёнку условия для совершенствования его внимания, памяти, воображения и мышления – всё, во взрослом возрасте развивать это всё будет уже поздно. Конечно, попробовать можно, но эффект уже станет не таким ярким.
А ведь фантазия, о которой идёт речь в статье, очень важна для овладения теми или иными полезными навыками, построения карьеры и для личностного роста.
По-настоящему вредны ребёнку только игрушки, которые:
- содержат опасные химические вещества (фенол, свинец, формальдегид);
- напрямую оказывают отрицательное влияние на детскую психику (уродливые, агрессивные и прочее).
Купить или не купить?
Итак, Вы пришли в магазин. Ребёнок слёзно умоляет Вас купить такую желанную машину на пульте управления или домик для Барби. Что же делать? Порадовать ребёнка новой вредной игрушкой, или оставаться непреклонным? У вас есть несколько вариантов действий:
- Категорически не покупать. Ситуация в большинстве случаев практически нереальна. Это как если бы Вы полностью запретили ребёнку есть конфеты и чипсы или ходить в кино на 3D-фильмы из-за вреда для зрения. Мы очень стараемся ограничить количество подобных действий, уберечь ребёнка от пагубного воздействия, но это почти нереально, так как является частью современной жизни. У всех знакомых будут подобные игрушки, а у Вашего ребёнка нет. Он что, хуже других? Ему же будет обидно. Возможно, из-за отсутствия какой-то модной современной игрушки он даже рискует потерять популярность среди сверстников. Так уж устроено наше общество, слишком хорошо действуют маркетологи.
- Поддаться на уговоры и купить, надеясь на лучшее. Если ребёнок уж очень сильно просит, Вы читаете информацию на упаковке. Там перечислены все полезные свойства игрушки и то, почему она так необходима каждому ребёнку. Вы поддаётесь на уговоры, надеетесь, что всё написанное на коробке – правда, и покупаете.
- Знать меру. Пусть у ребёнка будет подобных навороченных игрушек не преобладающее количество, а хотя бы не больше, чем обычных традиционных конструкторов, мозаик и пирамидок. В игрушки, проверенные многими поколениями, ребёнок будет играть намного чаще, а новомодные чудеса детской техники быстро успеют надоесть малышу.
- Придумывайте вместе с ребёнком новые игры с современными игрушками. Подключайте свою фантазию. Ведь собранный набор «LEGO» можно разобрать, а затем соорудить из него что-то другое, не менее интересное. На вопросы, озвученные детским планшетом, пусть «отвечают» мишки, куклы и зайки – подключите их к своей игре или предложите ребёнку придумать новые вопросы. Гардероб современных кукол можно разнообразить самодельными нарядами, а затем устроить настоящий показ мод.
Действия родителей, если современных игрушек у ребёнка слишком много
Нужно играть вместе с малышом. Минимум совместных игр – 20 минут в день. Не просто вручить ему электронного щенка и уйти в другую комнату смотреть телевизор, а вместе придумывать игровые сюжеты с его участием, строить ему домик из кубиков, «готовить» обед и «кормить» с ложечки. Почаще рисуйте вместе с детьми, лепите из пластилина, изготавливайте всевозможные поделки и игрушки ручной работы. Всё это поможет развить фантазию ребёнка и снизит риск негативного воздействия современных игрушек на его психику.
Проводите время вместе. Учите сына или дочку тому, как нужно правильно играть. Вспомните своё детство. Что Вам нравилось? Чем Вы увлекались? Передайте этот опыт своим деткам, и тогда Вам наверняка удастся вырастить людей с богатой фантазией, и никакие современные игрушки не станут Вам помехой!